Сейчас на Байкале зима. Озеро покрывает несколькометровый слой льда. В марте он прочный, выдерживает не только гонки на джипах, но и вес вертолета. Говорят, что зима на Байкале похожа на сказку, особенно весной, когда глубоко в толще льда появляются трещины, образуя причудливые узоры. Чуть позже лед начнет двигаться, поднимаясь твердыми и блестящими волнами, образуя торосы - нагромождения обломков льда. Есть места, где высота таких накоплений достигает 7 метров, среди них образуются причудливые лабиринты и неземной красоты ледяные пещеры ...
К сожалению, я не видел этого собственными глазами, только слушал августовские рассказы местных жителей о красоте зимы развесив уши, просматривая фотоальбомы в сувенирных лавочках ...
К счастью, я увидел Байкал, когда он мягкий к гостям, позволяющий плавать в своей воде, кормит вкусной свежей рыбкой, зеркальным плесом встречает утро, тогда, когда краски ума - между водой и небом, когда до утра гулять по пляжу босиком, пропуская песок между пальцами ног ...
Байкальская море - естественное чудо мира и осуществления желаний
Противоположный, восточный берег Байкала
Листвянка
Знакомство с Байкальским морем можно начать с Листвянки - небольшого населенного пункта на юго-западном побережье озера, возле устья Ангары. Именно отсюда начинаются большинство водных маршрутов по озеру. Здесь есть туристические базы, санатории, гостиницы, кемпинги, смотровые площадки, выходы на короткие пешие маршруты - все, что нужно для счастья туристам. :)
В Листвянке на пирсе всегда стоят свободные катера и яхты, которые можно арендовать для прогулки по воде. Кроме того, отсюда ходит паром в Порт Байкал - конечную станцию очень живописной Кругобайкальской железной (на русском сокр. КБЖД).
КБЖД славится своими туннелями, мостами и галерей, построенными в начале ХХ ст.
Ранее КБЖД была частью Транссибирской магистрали, однако, после затопления в 1959 году части дороги вдоль Ангары, Кругобайкальский участок дороги длиной 84 километра стала тупиковым.
Через свою исключительную красоту, КБЖД очень популярна среди туристов - по ней можно путешествовать на специальном туристическом поезде, снимать самоходный вагон, или дрезину, идти пешком и, наконец, прокатиться на легендарном любимцу путешественников - "мотании".
Машиниста "мотании" можно попросить остановиться практически в любом месте
"Мотаня" ходит между портом Байкал и Слюдянка, дважды в сутки, туда и обратно, подвозя продукты и необходимое местным жителям, помогая туристам выбраться на КБЖД. Этот маленький поезд не только останавливается там, где попросят машиниста пассажиры, но и, по слухам, "останавливается" с путей. Такой себе поездной автостоп :)
На КБЖД всегда можно заночевать в палатке, воду смело можно зачерпывать прямо из озера. Так же хватает и дров, их можно найти на берегу, у воды, или около дороги - туда они падают со скал.
Ближе к Порту Байкал вдоль КБЖД появляются пляжи, на которые любят приезжать купаться те, кто живет в гостиницах и пансионатах Листвянки.
Иркутск
Между Листвянкою и Иркутском - 68 километров. Дорога с хорошим асфальтом и плотным движением общественного транспорта. Однако, последняя маршрутка на Иркутск отправляется в 21:00.
Иркутск чем-то похож на Санкт-Петербург. Мосты, острова посреди Ангары, старинные здания, церкви, набережная. Его строили декабристы, которых ссылали в Сибирь. Они не могли вернуться в столицу Российской Империи, поэтому построили себе Питер здесь.
На центральной аллее города, у муниципалитета, реализован интересный проект - вдоль цветников установлены десятки щитов со старинными изображениями зданий рядом с их современным видом (если есть).
Особенно впечатляюще выглядит на фотографии Казанский собор - 60 метров в высоту, достопримечательность архитектуры. Была. Этот храм был уничтожен советской властью в 1930 году вместе с сотнями других. Общество Иркутска до сих пор ищет средства на его восстановление.
Железнодорожный вокзал в Иркутске оборудован Wi-Fi, верным другом всевозможных блогеров-путешественников. Правда, не бесплатно. Чтобы воспользоваться чудесными волнами глобальной сети нужно оплатить пребывание в зале повышенного комфорта.
В городе есть где погулять и что посмотреть, его можно исходить вдоль и поперек, как это сделал я, пока Байкал не позвал к себе снова. :)
На КБЖД я узнал Ольхон - крупнейший остров в байкальских водах - центр местного шаманизма, культовое и очень красивое место.
От Иркутска до Ольхона - почти 300 км. Если ехать на авто - нужно выезжать из города на Якутский тракт и ехать в Баяндай, в котором повернуть направо и надеяться, что не пойдет дождь. Последние десятки километров перед паромной переправой проходят по невероятной дороге класса Париж-Дакар. Асфальтная дорога еще прокладывается, вечно ремонтируется и т.д., поэтому каждый пытается проложить свой путь. Поэтому дорога до острова выглядит очень мистически - такой борхесовский сад троп, разбегающихся в разные стороны - таким образом, туристы из Иркутска разъезжаются, подыскивая себе тихие и уютные места для отдыха вдоль западного побережья озера.
А у нас свои дела. То есть ехать из Иркутска на Ольхон автостопом. Для этого тоже сначала нужно выбраться на Якутский тракт. После серии хитрых манипуляций с общественным мнением становится ясно, что нужен автобус, любой, который едет в другую сторону. Такой можно найти у центрального рынка - язык до Ольхона доведет. А потом на трассе знай - не зевай - попутных автомобилей в ту сторону хватает ...
Остров Ольхон
Перед проливом Ольхонские Ворота – самым узким местом между островом и материком каждый час ходит бесплатный паром. Населенный пункт на материке, откуда отправляешься в сторону Ольхона, почему-то называется МРС. Ну МРС, так МРС :) Ольхонские Ворота имеют плохую славу - в непогоду здесь опасно путешествовать по воде, волны встречаются в самых неожиданных комбинациях, могут даже перевернуть небольшой катер.
Самый большой остров Байкала имеет 72 км в длину и 15 - в ширину, в самом широком месте. Об асфальте здесь можно только мечтать. Хорошо, что электроэнергия присутствует - у паромной переправы можно наблюдать, как она по проводам выбирается из воды и дальше бежит по опорах вдоль дороги. :)
По Ольхону можно двигаться на "такси" - это такие "рафики", как у нас когда-то были авто "скорой помощи", или автостопом. Или пешком, конечно. Сначала я выбрал третий вариант и пошел не по пути, а возле скал, там где в Ольхоне прорезало время и вода такие себе немного фьорды :)
Наконец, если выбирать вариант "пешком", надо быть готовым, что это будет долго. В "столице" Ольхон - центрального поселения на острове, от переправы было не менее 40 километров. После 5 из них захотелось омуля гарячекопченого, искупаться в прохладной воде, шепот волн послушать ...
Дорога к Хужир - более-менее, гравийная, укатанная, при отсутствии дождя - вполне приемлема. Какой она становится после ливня - проверить не успел, ливня не было. Ну и слава Богу! :)
В одном месте у дороги стояли пятеро тайцев, которых я уже встречал на КБЖД. Они доказывали каком-то таксисту, что не имеют денег на оплату его услуг и упорно пытались доехать автостопом. Спросили меня английском, куда я иду. Отвечаю - в Хужир. Очень удивились :)
Я удивиться не успел - через 300 метров меня подобрало одно из Ольхонских "такси", как объяснил мне водитель пока мы ехали, его вызвали на паром зря, потому что клиентов не было. Он меня потом познакомил в Хужире с местом, где я покупал омуля по демпинговым ценам - по 30 рублей за рыбку.
Хужир
Больше село Ольхон. Такая себе "столица" туризма и шаманизма. Здесь можно найти интернет, магазины, турбазы и пансионаты, здесь информационно-туристический центр и возможность нанять практически любой вид транспорта. :)
Рядом с Хужир находится священная Скала-Шаманка - мыс Бурхан. Скала в воде, соединенная с островом полоской земли - священное для шаманистов и всех бурят место.
Автомобильные путешественники подъезжают на автомобилях на гору, откуда в Шаманки - рукой подать.
У Шаманки в леске, или около пляжа можно установить палатки, автопутешественники заезжают прямо туда на своих транспортных средствах. У берега стоит катер, который возит желающих на экскурсию вдоль берегов острова. В Хужир есть бани и даже дискотека на выходных. :)
Вечером, когда вездесущие японские туристы исчезают из пейзажа, рядом с мысом Бурхан ощущается присутствие таинственных и древних сил - настоящих хозяев этого прекрасного острова.
Вечером или утром, когда солнце близко к горизонту и ткань реальности истончается, древние духи выходят на поверхность и танцуют в воде с солнечными лучами ...
Мыс Бурхан - священное для шаманистов место
***
Настоящие Прибайкальский экстремалы отправляются в пешие путешествия вокруг озера, продолжительностью в несколько месяцев, через тайгу с медведями, в дикие и безлюдные северные горы, в поисках нерпы или просветления. Иностранные туристы, раз увидев это чудо природы, возвращаются в другие годы, продолжая вбирать в себя невероятную красоту местной природы, или испытывают характер в зимних путешествиях ...
Летний Байкал - это Байкал "для чайников", Байкал спокойный и приветливый, Байкал туристический. Но такой, без которого нельзя двигаться дальше.
Пока в мире есть еще столько нехоженых дорог не страшно преодолеть тысячи километров, чтобы почувствовать жизнь по-другому, страшно просидеть все это время, когда можно было бы путешествовать, дома.
На Байкальском море тысячи и тысячи мест достойных быть увиденными и прочувствованными, и мой путь вокруг него только начался ...
Фото автора
Свежие комментарии